Елена Потолицына (shamenkova) wrote,
Елена Потолицына
shamenkova

Карьера SEOшницы: Часть 2: Первый шаг дороги длиной в тысячу лье

После первой части люди, знакомые с моей историей, мне попеняли, что я забыла упомянуть один интересный факт. На тот момент мне было 34 года, у меня было две дочери уже не детсадовского возраста и декрет длиной в 7 лет.

На собеседовании я этого не скрывала, но моя внешность на тот момент была очень обманчива, выглядела я, не лукавя, на 25. Поэтому, когда уже после того, как мне сказали, что я принята на работу помощника seo-специалиста, выяснилось мое семейное положение а за ним и возраст, обе собеседовавшие меня девушки впали в ступор. Переглянулись обе, несколько смущенно (ну а что, предложение уже сделано, не отказывать же теперь из-за возраста), и Катя протянула:

- Не знаю, уживетесь ли вы в нашем коллективе, он у нас очень молодой…

Как оказалось в дальнейшем, не такой уж и молодой, хотя я достаточно долго была самой старшей из работающих женщин. Что, надо отдать честь всему коллективу, ни капельки на отношении ко мне не отражалось.

Итак, 11 сентября 2011 года я приехала в агентство уже не в качестве гостя, а как новый сотрудник. Катя меня встретила, привела в отдел и представила троим ребятам. Пока мне собирали рабочее место (причем оказалось, что монитор у меня подключили на последнем издыхании, через два часа работы он перестал подавать признаки жизни и был заменен на другой, за которым я просидела потом целых два с половиной года) мне дали онакомиться с внутренними правилами агентства. Их было немного: рабочий день с 10 до 19, плавающий час обеда, суббота/вокресенье – выходной. Надо отметить, что когда я узнавала про переработки(зная не понаслышке – муж иногда приходил в 4 часу ночи с работы), меня заверили, что отдел seo уходит домой самое позднее в 19:15. И не соврали.

Мне очень хотелось показать себя ответственной и активной, поэтому я напросилась к одному из сеошников, которому нужно было сделать расчет для потенциального клиента, посидеть рядом и тихонечко посмотреть. Поверить сложно, но я помню даже клиента, для которого мы делали этот расчет! Это была коммерческая клиника, открывшаяся в соседнем с моим районе. Поэтому тихонько посидеть не получилось, я стала активно помогать в подборе запросов с гео-привязкой (например, [прием уролога Бабушкинская], или [сделать УЗИ в Медведково]).

Расскажу, для понимания, как на тот момент делались расчеты для потенциальных клиентов. Отдел Телемаркетинга холодными звонками обзванивал потенциальных клиентов и назначал встречи с сейлзами. Те ехали на встречу и предлагали клиенту имеющиеся в нашем агентстве инструменты: seo, контекст, медийную рекламу, smm, наружную рекламу. Не помню точно, был ли на тот момент отдел по созданию сайтов, либо он появился позже. Если клиенту было интересно seo – к нам в отдел приходил бриф, с постановкой задачи на расчет. Расчет мы делали в несколько этапов.

В зависимости от тематики сайта и бюджета, подбиралось семантическое ядро. Иногда клиент хотел продвигать какую-то узкую услугу из упомянутых на сайте, иногда нам нужно было тщательно изучить сайт, чтобы подобрать максимально широкое ядро запросов. Иногда все упиралось в бюджет.

Затем по Яндекс Вордстату пробивалась частотность собранных запросов, на его основе и анализе конкурентности запроса проставлялась предположительная стоимость каждого ключевого слова для клиента. Итого, каждый запрос при выводе в топ стоил для клиента каких-то денег. Таким образом, мы брали с клиента со второго месяца за результат – вышел запрос в топ10 Яндекса или Гугла – клиент платит деньги, не вышел – не платит. Все прозрачно и понятно.

Кстати о Гугле. Тогда были золотые для сеошников дни, когда о продвижении в русскоязычном сегменте ведущей мировой поисковой системы можно было особо не заботиться – минимальная оптимизация текстов на сайте и пара-другая ссылок давала мгновенный эффект. Поэтому за Гугл мы брали в три раза меньше, чем за Яндекс. Про страшных Панду и пингвина никто тогда еще не знал и не слышал.

Помню свой самый первый расчет, сделанный лично. По-моему, я его переделывала три или четыре раза, пока не получилось все без ошибок. Зато, как ни странно, этот расчет достаточно быстро привел к нам клиента, в дальнейшем продвижение расширилось до трех пулов запросов, общим количеством около 300, и сейчас я с удовольствием наблюдаю его успешный рост в поисковых системах под нашим чутким контролем. Больше трех лет с нами клиент с моего первого расчета – и это здорово, честно. Не каждый может похвастаться таким долгим сотрудничеством в seo.

Дни потянулись один за одним, мельтешение расчетов, задач, людей… Как зовут аккаунт-менеджеров, которых было около 6 человек, и сидели они в другом помещении, я, наверное, выучила только к ноябрю. Девчонок из отдела подготовки коммерческих предложений, как непосредственных постановщиков задач – через неделю после начала работы.

Основное, что я выучила сразу: если что-то вызывает подозрение в брифе или сайте клиента – подойди, спроси. Именно подойди – потому что переписка в Jira (ох, а мы тогда ее использовали!) неэффективна – уйдет больше времени на ответ, вопрос поймут не так… Проще дойти до отдела, расположенного в углу нашего опенспейса, и рассказать лично.

Что было самое страшное… когда первый раз не к ответственному (обычно назначались по очереди – Паша, Денис, Дима – они проверяли за мной расчет и отписывались в задаче), а ко мне лично набежала аккаунт менеджер (а им тоже нужны были расчеты, ибо текущим клиентам активно делались допродажи других инструментов), и затеребила меня, почему, мол, именно так.

Я, конечно, попыталась что-то умное сказать, и вроде даже, убедила ее, что моя позиция правильная. Но, как я подозреваю, только лишь потому, что в seo она соображала еще меньше, чем я.

Конечно, сейчас, когда я веду семинары для сейлзов и аккаунтов и готова ответить на любой, самый каверзный вопрос, мне смешно вспоминать, как я боялась и робела. Но именно на таких вещах мы учимся, вытачиваем какие-то свои черты характера, создаем мнение окружающих о себе. Агентство меня многому научило, наверное, даже больше, чем школа и институт вместе взятые.

Про самый трудный период, когда мне всерьез захотелось уволиться, даже не распробовав вкуса серьезной работы сеошником, я расскажу в третьей части.
Tags: seo, smartmedia, истории, работа, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments