Елена Потолицына (shamenkova) wrote,
Елена Потолицына
shamenkova

Железная дорога Боржоми-Бакуриани

Зачем люди приезжают в Боржоми? В основном - пить минеральную воду, гулять по чудесному парку с водопадами, или подняться по серпантину в горы, в горнолыжный курорт Бакуриани. Так как я - не все... потащила я своих близких - мужа и дочь, а еще и гида с собой прихватила - на узкоколейную железую дорогу Боржоми-Бакуриани. Тащиться 2,5 часа в гору в вагончике, ведомым элекровозом (узкоколейным, между прочим, чехословацкого производства!) было рисковой затеей.... Но в результате привело к шикарному результату.

Надо начать с того, что поезда на Бакуриани отправляются не с главного жд вокзала Боржоми, а со станции "Боржоми-грузовая"

Расписание год от года и сезон у сезону меняется, поэтому время отправления лучше узнавать заранее. Поезд из 2-3 вагонов ползет в гору 2,5 часа, соответственно, путь туда и обратно занмает 5 с небольшим часов. Вроде бы сущетсвуют два поезда, которые разъезжаются на середине пути.

Мы приехали рано, поэтому у нас был час, чтобы пробежаться по Боржоми и закупиться в дорогу фруктами, водой и овощами.
Памятник Чайковскому.

Но вот мы уже сели в поезд, и едем в горы. На фото виден "зеленый крокодил" - уникальный электровоз ЧС-11 (чехословацкого производства) -узкоколейный односекционный четырёхосный электровоз постоянного тока. Википедия говорит нам о том, что предположительно из 12 уникальных электровозов, созданных специально для этой узкоколейной железной дороги, сохранились не менее 8 машин.

А ранее (до электрификации) на линии работали паровозы серии Ь, один из нх как раз можно наблюдать на постаменте при выезде со станции.

Данная железная дорога уникальна не только перепадом высот в 1000 метров, специально для нее спроектированными локомотивами, но и мостом, авторство которого приписывают Густаву Эйфелю. Он спроектировал мост Цагвери-Цеми на реке Цемисцкали, по которому проходит состав. Сейчас его все так и называют – мост Эйфеля.

Вид с моста

Зимнее фото, дающее представление о мосте Эйфеля - взято из интернета.

В советское время узкоколейную дорогу частично использовали грузовые составы, после того как в горах открыли месторождение андезита. С распадом Советского союза грузовое движение прекратилось, сильно снизился и пассажиропоток.

При Михаиле Саакашвили его родственники создали проект по популяризации узкоколейной железной дороги среди детей. Предполагалось раскрасить локомотивы, вагончики и станции в веселые цветы, но проект не был реализован до конца.

Предлагаю насладиться видами из окон.

В самом Бакуриани летом делать особо нечего, поэтому мы посидели на вокзале, сняли отправление поезда в сторону Боржоми, дождались своего водителя и отправились вниз на машине.

Встретили корову

Подышали горным воздухом

Засвидетельствовали свое почтение водопаду в парке Боржоми, но так как стояла 40-градусная жара, налили воду, по парку гулять не стали и отправились в сторону Мцхеты.

Мцхета - знаковое и культовое место Грузии. Это была древняя столица Картлийских (Грузинских) царей. Город основан в 5 веке до нашей эры.

Мы посетили монастурь Самтавро. Сохранились крестовокупольный Самтавро-Преображенский храм, малая церковь Святой Нины, колокольня XV—XVII веков, цилиндрическая башня-крепость XVIII века, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная — Святого Иоанна Крестителя, западная Святого Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря — жертвенник, справа церковь Святых Мириана и Наны.

В храме Самтавро находится множество святынь: часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона святой Нины, пожертвованная царём Георгием XII своим внукам в 1870 году, могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого Абибоса Некресского (находятся под престолом в алтаре), мощи святых Шио Мгвимского и Гавриила Самтаврийского, часть камня с могилы святой Нины из Бодбе и другие реликвии.

Не удивляйтесь, если кто никогда не был в Грузии. Это - вполне себе православный крест, только по преданию, у святой Нино крест был из лозы, а лоза гибкая - и поэтому края перекладины свисают. Это характерная особенность креста Святой Нины.

Чудесные улочки Мцхеты - по ним хочется гулять и вдыхать ароматы цветов.

Высоко на горе стоит монастырь Джвари - освещаемый последними лучами заходящего солнца. Каюсь, мы к нему не пошли - засели в ресторане с шикарным видом и очень вкусными хинкали.

Джвари наряду с соседним Зедазенским монастырём считается местом действия поэмы Лермонтова «Мцыри». У Валерии Алфеевой есть повесть «Джвари», посвященная её сыну.

Помните?

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой — и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

Ну и напоследок - немного видео из поездки на поезде.